Основные проблемы развития предпринимательства в России

18 Мая

Кризисные явления в российской экономике очередной раз обнажили те риски и вызовы для бизнеса, которые частично достались от советского, а затем и транзитного периода, частично – стали результатом современных экономических и политических трансформаций и нововведений. Безусловно, все это самым непосредственным образом сказывается на состоянии бизнес-климата в Российской Федерации.

На развитие предпринимательства оказывает влияние масса факторов – все они должны рассматриваться в системе «угрозы и риски предпринимательства – меры защиты от них». Такой подход позволяет не просто комплексно подходить к анализу проблем развития предпринимательства, но и вырабатывать механизмы защиты для бизнес-сообщества в целом и каждого отдельного предпринимателя в частности.

К числу ключевых негативных факторов, влияющих на бизнес-среду и безопасность предпринимательства в России, следует отнести несовершенное законодательство, которое позволяет создавать многочисленные «лазейки» для криминала, недобросовестных конкурентов, а зачастую и почву для злоупотреблений со стороны бюрократического аппарата, правоохранительных органов (что особенно ярко проявляется на местах). В качестве примера можно привести закрепленный законодателем порядок регистрации и функционирования такой распространенной организационно-правовой формы юридического лица, как общество с ограниченной ответственностью (ООО). Соответствующий закон не был проработан должным образом, что породило массу злоупотреблений. Ситуация изменилась лишь в 2009 году, когда в закон были внесены изменения и количество судебных исков, в частности, по незаконным продажам юридических лиц резко снизилось. Несовершенство законодательства о банкротстве также предоставляло огромное поле «деятельности» для недобросовестных участников рынка и коррупционеров. Текущие изменения в законодательстве о банкротстве лишь частично снимают эту проблему.  

Часто бизнес сталкивается с тем, что чиновники «по своему» трактуют существующее законодательство. Так, строительный бизнес предполагает прохождение от 200 до 350 различных разрешительных процедур, и в разных регионах по одинаковым процедурам предъявляются разные требования. Однако законодатель сегодня все активнее озвучивает необходимость сокращения и упрощения процедур для бизнеса.

В существенной коррекции нуждается и финансовое законодательство с целью повышения уровня прозрачности всей финансовой системы страны. Российская банковско-финансовая система в нынешнем состоянии сама зачастую выступает генератором рисков для отечественного бизнеса. На сегодняшний день мы наблюдаем все признаки интерференции – наложения старого советского «наследства», прежде всего в вопросах финансового управления, на новые правила финансовых отношений, калькированные с западных образцов. В результате система регулярно дает сбои, создавая проблемы в финансировании малого и среднего бизнеса. Наряду со специфической монетарной политикой Центрального банка, консолидацией банковской отрасли и отдельных сегментов бизнеса это приводит, в частности, к запредельно высоким процентам на кредиты, которые попросту делают бизнес нерентабельным, отсутствию так называемых «длинных денег» и т.п. К примеру, в развитых странах процент по кредитам для мелкого и среднего бизнеса составляет от 0,1 до 3-4%, в России же – 15-20%. Кроме того, зачастую денежные средства просто не доходят до бизнеса, так как банки используют их для совершенно других целей – погашение собственных долгов, инвестирование в более выгодные бизнес-проекты, дающие быструю отдачу и т.п. Поставленные государством задачи развития малого и среднего бизнеса в данном случае естественным образом отходят на задний план. В связи с этим нельзя не упомянуть и хорошо известную и крайне распространенную в России практику «откатов» при финансировании бизнеса, которая, кроме прочего, съедает существенную долю средств, выделяемых по целевым программам.

Существующие изъяны в российской налоговой системе (прежде всего рост объемов отвлеченных средств из-за неэффективного администрирования сборов налогов) и растущая налоговая нагрузка делают невыгодными многие необходимые для общества виды бизнеса. Нормальной стала ситуация, когда общая сумма налогов превышает сумму дохода, что в свою очередь приводит к практике «черных зарплат», так называемой «оптимизации», попросту выводу капиталов за пределы РФ. Постоянные изменения в налоговом законодательстве и механизмах налоговой отчетности также не могут положительно сказываться на развитии бизнеса в России. Отданная на откуп регионам инициатива федерального правительства по предоставлению «налоговых каникул» для начинающих предпринимателей, в случае если она будет реализована, лишь в перспективе даст ощутимый результат. Отдельного внимания здесь заслуживает распространенная в России практика неналоговых сборов с бизнеса, которая насчитывает более 60 видов только на федеральном уровне (например, сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; патентные пошлины; платы за пользование водными объектами; платы за негативное воздействие на окружающую среду и за использование лесов; ветеринарные сборы и т.д.) и которая весьма ощутима для бизнеса. В настоящее время Министерство экономического развития рассматривает вопрос об отмене существенной части данных неналоговых сборов и переводе части этих видов платежей в группу налоговых. Это должно позитивно сказаться на развитии бизнеса.

Во многом советскому наследию мы обязаны обилием всевозможных контрольных и надзорных структур, которые своей активностью отнимают у бизнес-структур существенный ресурс, который мог бы пойти на развитие собственно этого самого бизнеса. Пожарные инспекции, Роспотребнадзор, ведомственные проверки и т.д. – список можно продолжать… Государственные отраслевые структуры занимаются преимущественно пост-контролем, а не созданием благоприятной среды для развития предпринимательства. В Российской Федерации отсутствует статистика по проверкам со стороны контрольных и надзорных структур, однако по данным соцопросов более половины предпринимателей в России отмечают растущее административное давление на бизнес. Одним из наиболее ярких примеров негативного влияния данного фактора на бизнес является целая отрасль – рыбная. Она, будучи высокоразвитой в советские времена, практически развалилась в условиях рынка. Давление контролирующих органов, а также ряд других обстоятельств, привели к тому, что рыболовам стало выгоднее сбывать сырье иностранным фирмам, нежели ждать проверки санитарного контроля, выдачи разрешения на ввоз сырья на территорию России, сбывать сырье по низким закупочным ценам, понимая, что последние вырастут в десятки раз, когда товар дойдет до покупателя и пр. Этот пример не является единичным. Запланированное введение единого реестра проверок (Прокуратура) и обсуждаемое в настоящий момент введение практики «надзорных каникул» в случае их полноценной реализации способны существенно облегчить процесс ведения бизнеса во всех отраслях.

Крайне отрицательный фон для развития предпринимательства в России создает недобросовестная конкуренция, которая предполагает для одних - создание условий, делающих невозможным ведение бизнеса, а для других – систему «особых отношений», позволяющих бизнесу активно развиваться. Чаще всего подобные ситуации создаются при непосредственном участии государственных структур (коррупция). Набор инструментов достаточно широкий – от необоснованных проверок со стороны правоохранительных органов, обычно заканчивающихся усиленным контролем и предписаниями об устранении не существующих недостатков, затягивания выдачи лицензий и разрешений вплоть до заведения уголовных дел на владельцев бизнеса и руководство. Практика так называемых «заказных дел» широко распространена, чему в немалой степени способствует сравнительно невысокая стоимость данной «услуги» - возбуждению уголовного дела  оценивается от 10 тысяч долларов. Чаще всего для бизнеса это имеет крайне негативные последствия – за период, пока владелец находится под следствием, его бизнес переходит другому владельцу или просто разворовывается. По информации, фигурирующей на сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, практика показывает, если предприниматель до суда находится в СИЗО – это, как правило, заказное дело (практически каждый второй случай). Последствия такого преследования плачевны: только 6% предпринимателей сумели сохранить свой бизнес, а 24% сохранили свой бизнес частично - http://ombudsmanbiz.ru/2015/04/na-yaltinskom-forume-rassmotreli-voprosy-bezopasnosti-biznesa-2/

Список проблем предпринимательства можно продолжать и продолжать, масса нерешенных вопросов имеется в области отраслевого регулирования (избыточная сертификация, блокирующая развитие целых сегментов рынка), таможенного регулирования, обеспечения прав интеллектуальной собственности, в такой сверхкоррумпированной области как подключение объектов к коммуникационным сетям и т.д. Однако именно коррупция и взяточничество порождают гипертрофированные формы, казалось, знакомые отечественному предпринимателю проблемы. В сочетании с повышенным криминальным фоном, сформировавшимся в транзитный период, когда происходили резкие изменения в социально-экономической структуре государства, они дают крайне негативные эффекты для страны. Меры, против коррупции и взяточничества, предпринимаемые правительством, выглядят неадекватными масштабу угрозы и ее последствий для общества. В условиях, когда правоохранительные органы не могут обеспечить личную и имущественную безопасность предпринимателя, безопасность его бизнеса, многие бизнесмены просто бросают свои бизнес-проекты.

При том, что государство и особенно бизнес-сообщество предпринимают определенные усилия для коррекции нынешней негативной ситуации в сфере предпринимательства, риски и угрозы остаются. Таким образом, можно констатировать, что меры для защиты от них далеко не всегда адекватны.

Однако особая роль в решении проблем предпринимательства принадлежит тем представителям бизнес-среды, которые, четко осознавая свои интересы, объединяются в деловые союзы для достижения целей совместными усилиями. Указанное обстоятельство становится одним из ключевых факторов развития предпринимательства в России и решения проблем в этой сфере. Таким образом, и у государства, и у бизнес-сообщества сложилось понимание, что все обозначенные  выше проблемы  требуют  комплексного подхода и ресурсов для решения со стороны законодателя и предпринимателей.

Еще одним немаловажным фактором становятся интеграционные процессы на пространстве Евразии. Так, создание Евразийского экономического союза создает новые возможности для развития предпринимательства, в особенности малого и среднего бизнеса. Опыт последних десятилетий показывает, что ведущую роль в реализации интеграционных процессов на постсоветском пространстве играет Российская Федерация. Таким образом, Россия, будучи ведущим субъектом евразийских интеграционных проектов, несет и бОльшую долю ответственности за их реализацию. Российское бизнес-сообщество не может не осознавать, что оно разделяет эту ответственность. Данное обстоятельство должно подталкивать предпринимательскую среду в России к объединению и более активному артикулированию своих интересов. Государство же, в свою очередь, должно реализовывать международные экономические интеграционные проекты, ориентируясь, прежде всего на интересы бизнес-сообщества. В противном случае, экономические интеграционные проекты будут носить эфемерный характер.

 

Пресс-центр.