Экологическая безопасность и предпринимательство

03 Августа

     Экологическая безопасность является одной из составляющей национальной безопасности, характеризующая состояние защищенности окружающей среды, а также жизненно важных интересов граждан от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Она касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, градостроения, сферы услуг, международных отношений, - практически всего, что растет, живет, изменяется в процессе деятельности человека. Экологическая безопасность – это то, что защищается или нуждается в защите, чтобы сделать свое существование здоровым и комфортным. А проблема в принципе одна и главная – люди, временно живущие на земле, особенно те, кто бездумно и безответственно засоряет планету, ее атмосферу и воду, вырубают лесные богатства и уничтожают недра, фауну, оставляя после себя миллиарды тонн СО, пестицидов, мусора и другой всякой всячины, не думая о будущем потомстве. 

     Понятие экологической безопасности возникает не на пустом месте.  Экологическая безопасность, экологическое развитие, экологический контроль возникают и развиваются вместе с экологическими потребностями общества, утверждающимися правом каждого на благоприятную окружающую среду. И этим  занимается практически каждый – и те, кому государством поручено осуществлять экологический надзор (контроль), и те, кто несет ответственность за проведение производственного экологического контроля, и вообще, каждый гражданин обязан бережно относиться к природной среде, охранять ее и проводить общественный экологический контроль в  действующих общественных объединениях или самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.

     В 2014 году Государственной Думой были внесены изменения в Федеральный закон №ФЗ-7 «Об охране окружающей среды», касающиеся новейших доступных технологий. По сути это широкая программа модернизации промышленности и всего производства в стране. Это программа и дальнейшего укрепления экологической безопасности, экологического развития в сфере производства и потребления.

 Проблематика заключается в том, что несмотря на все призывы руководства страны, общественный экологический контроль практически не привлекается к публичной контрольно-надзорной деятельности,  эколого-значимые решения на стадии разработки и реализации программ и проектов принимаются за закрытыми дверями и не ясными перспективами для жителей прилегающих территорий, качество мониторинга за исполнением экологического законодательства чрезвычайно низко, а в случаях экологических и техногенных катастроф существующая система органов и служб не в состоянии быстро и эффективно оказать помощь пострадавшим.

К чему это приводит на практике? Можно приводить и приводить примеры негативного воздействия на окружающую среду.

В стране скопились миллионы тонн отходов производства и потребления. Полигоны ТБО переполнены, некоторые официально закрыты, хотя все равно «принимают» каждодневно машину за машиной на «помойки». Переполнены в хранилищах химические и другие опасные отходы. Это все при острейшем дефиците эффективных внедренных технологий в сфере утилизации и переработки отходов и ресурсосбережения.

     Что касается предпринимательства, то здесь открывается большое поле деятельности для взаимодействия бизнеса и общественного экологического контроля. Помогать добросовестным игрокам рынка это тоже одна из важных задач. Проведя предварительную проверку и убедившись прозрачности работы и благости намерений, а также в потенциальных возможностях организации экологического контроля сотрудничают с предпринимателями в сфере подбора или продвижения новых технологий, проводят совместные мероприятия (круглые столы, конференции и т.д.) с участием представителей власти, общественности и бизнеса. В рамках таких мероприятий и вырабатываются  совместные законодательные инициативы.

     При таком взаимодействии выигрывают все, социально- ориентированный бизнес укрепляет свои позиции на рынке ведя политику открытости и доступности для общественного контроля, а не добросовестный бизнес под давлением общественности вынужден будет прекратить свою деятельность или будет  работать честно и открыто, от чего в результате выиграет общество. 

     И все же необходимым для улучшения системы экологического контроля в России, считаем целесообразным предложить следующее:

1. Определить нормативным правовым актом Правительства РФ реестр НКО общественного экологического контроля и мониторинга, которым предоставить право в сотрудничестве и взаимодействии с государственными федеральными и территориальными надзорными органами в рамках единой системы экологического контроля и мониторинга проведение инспекций и проверок на  особо охраняемых территориях, водоемах, предприятиях и организациях, негативно влияющих на экологию, с целью выявления нарушений, информирования о них,  подготавливать протоколы для применения санкций административных и денежных взысканий и штрафов, вплоть до обращения с исками в суды.

2. Разработать процедуру доступа к экологической информации и информирования общественности и населения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране в соответствии с требованиями российского законодательства и лучшей международной практикой с точки зрения достоверности информации, ее полноты и оценки рисков. Шире привлекать общественные организации экологического контроля к участию в разработке и принятия эколого-значимых решений, их реализации и контролю за финансированием.

3. В экологическом реестре прописать порядок участия резервистов волонтеров-экологов в мероприятиях по мониторингу и профилактике экологических, техногенных и стихийных аварий и катастроф, а в случаях их возникновения – оказания помощи пострадавшим.

4. Ввести в практику государственной контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и экологической безопасности совместные с представителями общественного экологического контроля проверки и рейды, особенно предприятий – природопользователей и воинских формирований, создать при них экспертно-консультационные рабочие группы с участием представителей общественных организаций, включенных в экологический реестр НКО.

5. Сформировать систему обучения и аттестации общественных инспекторов-экологов и создания групп резервистов по принципу территориальности.  Обязать руководителей направлять на обучение общественных инспекторов-экологов из числа работающих на предприятиях и в организациях. Привлечь определенные в экологическом реестре организации к участию в процессах учебно-воспитательной работы и экологического просвещения, для чего оказать им помощь в организации Учебно-методических экологических центров и пунктов по подготовке и переподготовке кадров общественного экологического контроля.

6. Нужно создание благотворительного эколого-рекреационного фонда  по оказанию помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, пострадавшим от них.

7. Необходим Федеральный закон об экологической безопасности. И пора об этом задуматься всерьез.  

 

Материал подготовлен Рабочей группой по экологии «Делового союза Евразии».